НИК о деятельности уездов по созданию и поддержке приемных семей

  1. Комментарии и выводы Высшей контрольной палаты

Семейные формы ухода развиваются слишком медленно по отношению к нуждам, хотя это самая полезная форма помощи для детей, нуждающихся в поддержке. Система отбора кандидатов в приемные родители и ведущие семейные детские дома, а также система поддержки уже существующих приемных семей неэффективна. Приемные семьи не только не приходят, но и их число падает.

По мнению NIK, отсутствие реальной финансовой и институциональной поддержки в преодолении многих трудностей, с которыми сталкиваются приемные семьи, означает, что кандидатов на эту функцию мало. Это очень серьезная угроза для дальнейшего развития семейных форм приемной семьи.

Пребывание детей в детских учреждениях (детских домах) должно быть последним средством, которое применяется после исчерпания возможности размещения несовершеннолетних в приемных семьях. Таким образом, в Законе о поддержке семьи и системы приемных семей предусматривается постепенный отказ от помещения младших детей в детские учреждения. Итак, после 1 января 2015 года к ним могут обращаться только дети старше семи лет, а после 1 января 2019 года - после 10 лет.

Развитие семейных форм приемной семьи слишком медленное по отношению к потребностям. В 82 процентах. Повяты, контролируемые Высшим контрольным управлением, и те, в которых запрашивалась информация, указывали на нехватку замещающих и профессиональных приемных семей. В крайнем случае он составил 100 мест.

Нет существенного прогресса в переходе от институциональной системы опеки к системе семейного ухода. В проверенных повятах было зафиксировано снижение числа приемных семей : их число уменьшилось с 6 323 в 2013 году до 6 071 в 2015 году, а количество детей в этих семьях уменьшилось с 8 356 до 7 992. С учетом числа детей до В семи, проживающих в центрах по уходу и образованию по всей стране, необходимо создать около 772 профессиональных приемных семей, то есть примерно на 40 процентов. больше чем сегодня. Это будет трудно, потому что результаты аудита показывают, что предполагаемое количество профессиональных приемных семей было создано только в трех из 24 проверенных повятов. Всего в 2015 году в 24 повятах планировалось создать 174 семьи - всего 57.

Всего в 2015 году в 24 повятах планировалось создать 174 семьи - всего 57

Описание графика

Отсутствует заинтересованность в выполнении функции приемных семей. Падение числа кандидатов было зафиксировано в более чем половине (14 из 24) повятов под контролем. Следствием отсутствия достаточного количества приемных семей стал поиск семей в других повятах. НИК обращает внимание на отсутствие в центральном банке данных о приемных семьях, содержащих информацию о вакансиях в приемных семьях , что значительно затрудняет и расширяет поиск семей в других повятах.

Замена родителей по поводу проблем с назначением детей:

«Самое возмутительное, что дети и семьи подвержены регионализации, и между регионами нет сотрудничества. Детей ждут семьи, их следует забирать из семейных домов, и в них нет места, где их можно было бы разместить, хотя в других семейных центрах Повия есть места. Для нас не было бы никакой разницы, если бы ребенок был из Ополя, Гданьска или Варшавы. Ребенок есть ребенок ". (Ополе)

Отсутствие профессиональных семей, выполняющих функции семейной и специализированной скорой помощи, которые могут быть адресованы детям с недостатками образования или здоровья, особенно остро . Несмотря на увеличение количества таких мест в повятах (13 в 2012 году и 48 в 2015 году) и количества детей, оставшихся в них (109 в 2013 году и 444 в 2015 году), их все еще слишком мало. Поэтому детей чаще всего направляют в учреждения социализации, которые не готовы предоставить им адекватный уход.

Отсутствие приемных семей приводит к превышению максимального числа (трех) детей, которые должны быть там размещены. Также в учреждениях по уходу и воспитанию количество детей, размещенных там, превысило количество доступных мест. Во многих посещенных центрах также оставались дети в возрасте до семи лет (15% от общего числа приходов), хотя в соответствии с правилами их не должно быть с начала 2015 года. В национальном масштабе насчитывалось более 2000 таких учреждений. дети до семи лет, что может иллюстрировать масштаб дефицита замещающих и профессиональных приемных семей. Ситуация в этом районе может ухудшиться с 2019 года, когда дети в возрасте до 10 лет не могут быть помещены в детские учреждения.

Как стать приемной семьей?

Заместитель родителя может использоваться людьми, которые они обеспечат надлежащие условия жизни, позволят ребенку удовлетворить его индивидуальные потребности, смогут обеспечить надлежащий уход, что будет подтверждено справкой об отсутствии противопоказаний для здоровья. Мнение района и местной окружающей среды, а также на рабочем месте, психологические и педагогические также принимаются во внимание. Выполнение функции приемной семьи, профессиональной семьи и семейного дома не может быть поручено лицам, которые были осуждены действительным приговором за умышленное преступление. Желая стать приемной семьей, они подают письменное заявление в Центр помощи семье Повия. Позитивно квалифицированные студенты проходят обучение, а затем получают квалификационный сертификат, который кажется неопределенным. Затем их данные помещаются в реестр, к которому компетентный суд имеет доступ. Приемные родственники не обязаны соответствовать условию отсутствия судимости, а также обязательству участвовать в тренинге.

В 2013-2015 годах более 1 тысячи зарегистрированных в повятах, охваченных контролем. Кандидаты на роль приемной семьи и профессиональной семьи, от которых квалификационные аттестаты после прохождения обучения получили 463 и 149 человек. Различия между количеством кандидатов и тех, кто получил квалификационный сертификат, привели, среди прочего, от отставки во время обучения или бронирования от тренеров и психологов.

Приемные семьи:

Сородичи: они самая большая группа. У родственников родственников родители являются близкими родственниками, например, бабушкой и дедушкой или братьями и сестрами. Однако они часто не могут выполнить эту функцию, потому что в случае бабушек и дедушек слишком большая разница в возрасте между приемным родителем и ребенком создает ряд проблем, особенно во время взросления ребенка и старения лица, осуществляющего уход. Существуют ситуации, когда опекун, в связи с возрастом и проблемами со здоровьем, требует ухода от третьих лиц, выступающих в качестве приемной семьи. Проблема также возникает, когда биологические родители живут вместе с приемными родителями. Это оказывает разрушительное воздействие на функционирование приемной семьи и ребенка, потому что реальная ситуация не меняется и не дает возможности изменить окружающую среду и узнать о других, более совершенных моделях.

Надежно: люди, прошедшие обучение и имеющие квалификацию приемной семьи. Они не подписывают с ними контракты и не получают вознаграждение.

Профессиональная деятельность: чтобы быть такой семьей, вы должны быть непрофессиональной семьей в течение трех лет. Они подписывают контракты с центрами поддержки семьи Повия и получают вознаграждение.

По данным Высшего ревизионного управления, трудности с поиском новых приемных семей возникают из-за недостаточной поддержки уже существующих семей. Прежде всего, хотя правила дают им такое право, у них есть проблемы с быстрым доступом к специализированным медицинским учреждениям и получением помощи от психологов, педагогов и терапевтов вне очереди. Между тем дети, помещенные в приемные семьи чаще, чем их сверстники, обременены нарушениями здоровья. Поэтому они должны лучше поддерживаться врачами и специалистами. Заместители семей, опрошенные Высшим контрольным управлением, указывали на слишком длительные периоды ожидания совета, трудности, связанные с необходимостью поездки в отдаленные места, а иногда и на недостаточную квалификацию специалиста.

Заместители родителей о проблемах с доступом к специализированной консультации:

«Дети в приемной семье борются с различными эмоциональными расстройствами. Для того, чтобы полностью с ними справиться, у них должен быть более легкий доступ к психологической и педагогической консультации. Они должны быть приоритетными. На данный момент они ожидают около двух или трех месяцев, чтобы встретиться со специалистом. Я думаю, что это определенно слишком долго. " (Ополе)

«Всем детям было бы полезно постоянно находиться под присмотром психотерапевтов! Дети часто теряются в новых домах, тогда они идеализируют свои биологические семьи, когда забывают, почему их забрали ». (Крапковица)

« Каждая семья должна иметь возможность помогать специалисту 24 часа в сутки (включая отсутствие работы, праздников, праздников и т. Д.). Специалисты должны иметь опыт работы с трудными детьми (брошенными, не знающими) ». (Лодка)

Неадекватные приемные семьи могут также использовать права, предусмотренные законом о приемной семье, такие как: трудоустройство человека для оказания помощи по уходу за детьми, помощь добровольцев или право на отпуск. Причиной является отсутствие средств в бюджетах Повиатских Центров Поддержки Семьи.

Кандидаты на выполнение функции приемных семей также не увеличиваются из-за низкой заработной платы . В настоящее время в случае с приемными семьями она равна минимальной заработной плате. Советы по повятам имеют возможность увеличить ставку вознаграждения с учетом квалификации, пройденного обучения и семейных оценок, но они делают это только в отдельных случаях. Только четыре округа из 24 контролируемых воспользовались этой возможностью.

Приемная семья и семейный детский дом, каждый размещенный ребенок имеет право на алименты: не менее 660 злотых в месяц на родственную семью и 1 тыс. PLN в профессиональном, непрофессиональном или семейном доме приемной семьи. Кроме того, ребенок-инвалид имеет право на дополнительные 200 злотых в месяц для покрытия возросших расходов на его содержание.

Профессиональная приемная семья и семейный детский дом имеют право на вознаграждение не ниже 2000 злотых. Ежемесячно, а профессиональная приемная семья выступает в качестве службы неотложной помощи для семьи не ниже 2,6 тыс. Зл. злотых. Сумма этих пособий не была оценена с момента вступления закона в силу, то есть с 2012 года. В результате в 2011 году вознаграждение для приемной семьи составило почти 45%. выше минимальной заработной платы (1386 злотых), в 2016 году - на 8%. (1850 злотых), а с начала 2017 года она равна минимальной заработной плате (2000 злотых).

Повиаты также редко используют возможность выплаты дополнительных пособий приемным семьям (например, субсидии на отдых и ремонт квартир).

Заменить родителей о необходимости дополнительных льгот:

«Преимуществ недостаточно. Из-за нехватки финансовых ресурсов наши выпускники иногда «торчат» из своих сверстников. Полученные пособия достаточны только для удовлетворения основных потребностей, питания, оплаты услуг СМИ, одежды, школьных нужд и лечения. Проблемы связаны, например, с оплатой школьной поездки, поставкой оборудования, связанного с развитием интересов, компьютера. Льготы должны быть различными, дети более старшего возраста старше 12 лет требуют более высоких льгот. (Грыфице)

«Поездки, летние лагеря, потому что у нас их вообще нет, а жаль, что у детей будет новый опыт, и родители смогут заряжать свои батареи, чтобы они могли начать с лучшей силой, когда вернутся». ( Бялогард )

Сопот может служить примером хорошей практики, когда профессиональные семьи платят более высокую зарплату, чем указано в Законе. Финансовые ресурсы были также предоставлены шести семьям, помогающим приемным семьям. Кроме того, один раз в год детский отдых субсидировался в размере 1200 злотых. В 2012 - 2014 годах около 34 детей использовали его каждый год.

Кроме того, периодические гражданско-правовые договоры, заключаемые с приемными семьями, не гарантируют им стабильную работу и чувство безопасности. Ни один из контролируемых повятов не заключал контрактов на более длительный срок, чем минимум, указанный в законе.

Тревожным и неблагоприятным явлением также является снижение более чем на 50%. В течение трех лет количество тренингов организовано для приемных семей. Приемная семья и ведение семейного дома обязаны систематически повышать свою квалификацию. Между тем, в 2013–2015 годах в субъектах, охваченных ревизией, было проведено 263 учебных курса для приемных семей, в том числе 118 в 2013 году, 88 в 2014 году и 57 в 2015 году. Число людей, принявших участие в обучении, сократилось за три года. 34 процента Это может указывать на недостаточную заботу повятов в области повышения заботы и образовательной компетенции семей. По данным Высшего ревизионного управления, эффективная практика заключается в организации учебных курсов для выяснения мнений приемных семей, с тем чтобы выбор тем отвечал их потребностям. Некоторые из опрошенных NIK родителей указали, что этого не хватает.

Приемные семьи, по их просьбе, могут использовать помощь координатора, который должен помочь им в выполнении их повседневных обязанностей. Между тем около 30 процентов. семьи в контролируемых повятах не были под его защитой. Хотя число координаторов там растет - со 135 в 2013 году до 206 в 2015 году, то есть на 53 процента. - их все еще недостаточно. В 2015 году примерно 18 приемных семей были в среднем на одного координатора. Однако были случаи, когда насчитывалось до 30 семей, хотя, согласно правилам, координатор не может обслуживать более 15 семей.

Кроме того, координаторам были даны двойные, расходящиеся задачи . Они должны не только помогать, но также должны оценивать и контролировать семьи. Это нарушает взаимное доверие, и у координатора могут возникнуть трудности с выполнением контрольных функций. Из-за этого некоторые приемные семьи не обращаются за координатором, потому что они не хотят, чтобы их контролировали люди, которые де-факто помогают им решать проблемы.

Следует также отметить, что приемные семьи обязаны разрешать биологическим родителям вступать в контакт с детьми, помещенными под стражу, хотя это часто оказывает неблагоприятное воздействие и оказывает негативное влияние как на эмоциональное развитие ребенка, так и на функционирование приемной семьи. Именно контакты с ненадлежащим образом функционирующими биологическими родителями чаще всего указывались замещающими семьями, опрошенными Верховной контрольной палатой (NIK), как фактор, препятствующий работе с ребенком (а в некоторых случаях даже опасный).

По мнению Высшего ревизионного управления, отсутствие реальной поддержки в преодолении многих трудностей, с которыми сталкиваются приемные семьи, означает, что кандидатов на эту функцию мало. Это очень серьезная угроза для дальнейшего развития семейных форм приемной семьи.

Мнения приемных родителей:

«Тяжелая и ответственная работа, поглощающая 24 часа в сутки. Дети, которых отправляют в приемные семьи, чаще всего являются детьми с трудностями (проблемы со здоровьем, проблемы с образованием, семейная патология). В целом, отсутствие общественного признания для этого вида работы мы воспринимаем как «зарабатывание денег на детях». Недостаток понимания со стороны общества ". (Żagań)

NIK отмечает, что отсутствие перехода от институциональной системы опеки к системе опеки над семьями платит самоуправлениям повята. Потому что содержание учреждений по уходу и образованию намного дороже, чем поддержка приемных семей .

В 2015 году в контролируемых повятами среднегодовая стоимость содержания ребенка в учреждении составляла 43315 злотых и составляла:

  • более чем в 2,3 раза выше, чем в семейном доме (1 18569 зл.),
  • почти в 2,5 раза выше, чем в профессиональной приемной семье (17664 зл.),
  • более чем в 3,7 раза выше, чем в замещающей семье (11628 злотых),
  • более чем в пять раз выше, чем в связанной семье (8424 злотых).

Согласно закону о приемной семье, он должен быть временным. Приоритетом должно быть возвращение ребенка в биологическую семью и, если это невозможно, усыновление ребенка. Между тем, в 2013-2015 годах в повятах посещали приемные семьи, оставляя только 14% ежегодно. дети. В то же время самое, более 35 процентов. эта группа составляла взрослые самостоятельные приемные дети, 25 процентов. дети, которые вернулись в биологические семьи, и 18 процентов. они были приняты. Подобные тенденции произошли в национальном масштабе. По данным Высшего ревизионного управления, это означает, что содержание под стражей в большинстве случаев является постоянным.

Описание графика

Для сравнения, в Соединенных Штатах в течение года более половины учеников покидают приемные семьи (около 57 процентов), из которых большая часть возвращается в биологические семьи (51 процент), для усыновления достигает 21 процента и 9 процентов. он становится независимым благодаря достижению совершеннолетия.

Достижение целей, то есть возвращение ребенка в биологическую семью или усыновление (если возвращение невозможно), требует соответствующего планирования действий. Между тем, как установили аудиторы NIK, разработанные планы алиментов на ребенка были расплывчатыми, часто только формальными и в большинстве случаев были подготовлены только в соответствии с требованиями законодательства . Кроме того, помещение ребенка в приемную семью не должно заканчивать работу ассистента с биологической семьей. Чтобы обеспечить возвращение детей в семьи, необходимо оказывать им гораздо большую поддержку, например, в сотрудничестве с помощниками по семейным вопросам и социальными работниками. Это трудно из-за часто нежелания и нежелания сотрудничать с биологическими родителями. В то время продолжительная работа с такими родителями, когда нет возможности прекратить приемную опеку ребенка, ведет к ухудшению положения ребенка, снижая его шансы на усыновление. Одна треть приемных детей, оставляющих приемную опеку, - это дети, достигшие совершеннолетия, что означает, что в их случае было невозможно вернуть их в биологическую семью или усыновление.

Особенно ярким примером длительного пребывания детей в приемных семьях является время пребывания в семейной экстренной службе, которое почти в половине случаев превышало восемь месяцев (в некоторых случаях даже три года), хотя в соответствии с Законом оно не должно превышать четырех месяцев . Пребывание детей в отделении неотложной помощи в семье в течение многих месяцев было обусловлено, в основном, продолжительным судебным разбирательством, в том числе апелляционным, например, лишением родителей родительских прав.

В 45 из 67 (67%) округов, находящихся под контролем, и в тех, в которых запрашивалась информация, были проблемы, связанные с сотрудничеством с судами . Внимание было уделено длительному ведению судебного разбирательства, назначению отдаленных сроков слушаний, а также чрезмерному периоду рассмотрения заявлений, писем и дел, адресованных суду по семейным делам. Обращалось также внимание на то, чтобы не информировать Центры помощи семье Повия о лишении родительских прав или об отказе в передаче суда организатору семейных приемных решений о создании приемной семьи. Были также случаи создания приемных семей, несмотря на негативное мнение, высказанное сотрудниками центров, или вообще не обращались в суд за мнением. По мнению Высшего ревизионного управления, это может способствовать возникновению патологических явлений в приемных семьях.

Обращается также внимание на тот факт, что суды, помещающие ребенка в приемную семью, часто ограничивают родительские полномочия, не указывая масштаб этого ограничения. Как следствие, приемные семьи или центры по уходу и образованию сталкиваются с проблемами при принятии ключевых решений для ребенка, например, относительно лечения или образования.

Комментарии и выводы Высшей контрольной палаты

В связи с результатами проверки Министр по делам семьи, труда и социальной политики должен принять законодательные меры, направленные на внесение поправок в закон о приемной семье, в частности по:

  • обязательное сопровождение помощника по семейным обстоятельствам для биологических семей детей, находящихся в приемной семье
  • принимая координатора всех приемных семей,
  • создание центрального банка для данных о приемных семьях, не связанных,
  • введение обязательного обучения для приемных родственников,
  • сокращение 18-месячного периода, после которого организатор приемной семьи, в случае, если причина помещения ребенка в приемную семью не исчезла, обращается в суд с ходатайством о возбуждении дела по урегулированию правовой ситуации ребенка,
  • введение механизма оценки законности исключения из выполнения функции связанного замещающего приемного родителя, осужденного действительным приговором за умышленное преступление против семьи и лиц, живущих вместе с биологическим родителем.

Кроме того, министр по делам семьи, труда и социальной политики в сотрудничестве с губернаторами воеводств и администрациями повятов должен разработать эффективную модель контроля за приемными семьями.

Министр по делам семьи, труда и социальной политики в сотрудничестве с министром здравоохранения должен принять меры для улучшения доступности медицинских услуг для детей, находящихся в несопровождаемой опеке.

Правления повятов должны принять меры для:

  • обеспечение безопасных условий для встреч детей с биологическими родителями;
  • предоставить приемным семьям возможность больше пользоваться формами поддержки, предусмотренными в Законе о фондах;
  • нанять соответствующее количество координаторов.

Аудиовизуальные материалы для радио, телевидения и интернет-порталов >>

Как стать приемной семьей?