Быстрые, точные, маневренные: боевые задачи способны выполнять обновленные украинские беспилотники - 5 канал

Председатель правления ОАО "Меридиан" им. С. П. Королева Вячеслав Проценко в программе "Время: Online" на "5 канале" рассказал о перспективах обновленной модели беспилотника и его возможности на поле боя

- Господин Вячеслав, открытое акционерное общество "Меридиан" имени Сергея Королева входит в состав государственного концерна "Укроборонпром". Расскажите подробнее, какие именно задачи выполняет ваше предприятие?

- Наш завод начал строительство 20 августа 1953. В этом году мы отметили 65-летие. С начала перед заводом была поставлена ​​задача - создать метрологическую продукцию для силовых структур и для обеспечения полетов космических кораблей. Мы успешно справились с первой частью задачи - построили метрологическую базу на Байконуре, чтобы наши корабли выходили на указанные орбиты. Завод получил имя знаменитого ученого Сергея Королева. Это не случайность, а результат упорного труда тысяч людей. В 1994 году, после проведения корпоратизации и приватизации, завод превратили в акционерное общество. В такой структуре он работает и сегодня. Однако всю инфраструктуру разделили: общежития, базы отдыха, дворцы культуры, спорта, институты, филиалы, которых было шесть. Они прошли приватизацию по отдельным спискам. С 1994 года акционерное общество "Меридиан", еще без нового имени, работало фактически по адресу завода "Радиоприбор" бульвар Ивана Лепсе, 8. На его базе оно и было создано. В 1997 году на первом собрании акционеров имя знаменитого ученого Королева вернули и мы стали акционерным обществом "Меридиан" имени Сергея Павловича Королева. За это время успели продать 49 процентов акций. У нас сегодня есть 2100 акционеров. 50 процентов плюс одна акция принадлежат государству. С 2012 года управление государственной долей передано концерна "Укроборонпром". Нам поставлена ​​задача продолжать работу завода, и на сегодняшний день фактически сохранены все направления производства: частотометрия, анализаторы, синтезаторы, генераторы спектра и прочее. Мы выпускаем более 50 видов продукции специального или двойного назначения. Оружие "Меридиан" никогда не производил, только метрологические приборы. Конечно, пока заказ силовых структур значительно упали по сравнению с временами Советского Союза, поэтому мы вынуждены работать в других направлениях, которые обеспечивают работу завода. Сегодня у нас стали отношения с Европой. Все виды продукции, которые являются в производстве, сохранено, поэтому мы нашли возможность выполнять как специальные задачи, так и задачи, которые дают нам возможность поддерживать свой бюджет и финансовый план.

- Как формировалось само решение о серийном выпуске беспилотных летательных аппаратов?

- Главным фактором того, что мы начали производить беспилотники, были военные действия на Донбассе. Нам очень хотелось непосредственно участвовать в тех событиях и влиять на оснащение нашей армии. Кроме приборов, которые мы выпускаем, хотели дополнить чем-то современным и эффективным. Фактически более половины инженерного состава завода формировалось на базе «Политехники». Я сам выпускник КПИ. Мы сотрудничали все эти годы даже в непроизводительные времена. Однако именно эти отношения привели к тому, что весной 2015 ректор Михаил Захарович Згуровский предложил мне обратить внимание на группу молодых людей во главе с аспирантом Романом Карнаушенко, которые с 2013 года работали над беспилотниками. К тому же молодые специалисты занимались планерами и авиамодельному спорту. Они хотели, чтобы мы вдохнули эту идею в производство. Я познакомился с проектом. Тогда его поддерживал "Фонд имени В. С. Михалевича". Уже в то время имели макет и эскизы. Однако в понимании производства сегодня академическая наука без промышленности не может дойти до серийного образца. Поэтому 29 мая 2015 было предложение взяться за этот проект и поставлять первые беспилотники украинской армии. Я подписал договор с Министерством обороны. Мы тогда еще не представляли тех потребностей и требований, которые должны были выполнять. Нам пришлось проработать всю нормативную базу, подготовить конструкторскую документацию, решить технологические моменты. В связи с этим состоялось несколько заседаний СНБО, где обязали нас не только выпустить беспилотник класса "мини", но и обеспечить производство не менее 100 самолетов в год. Уже в декабре 2015 года первый самолет поднялся в небо. Помню, шел сильный снег. Мы выехали в поле и подняли беспилотник. Это была победа. Мы очень с того радовались, но в то же время понимали, что сам самолет не решает проблему, решает лишь то, что в этом беспилотников. И второй фактор давал мне уверенность в том, что мы на правильном пути. Аэродинамика самолетов составляла 30 процентов, а остальные 70 - электроника. Это сложное современное оборудование, которое позволяет передачу информации. У нас была задача создать разведывательные беспилотники, которые имеют определенные ограничения размеров. Наше предприятие смогло обеспечить создание и изготовление мини-самолетов с такими параметрами по весу и габаритам, а самое главное - у нас есть технологические возможности в приборостроительном направлении для них. Сегодня самолет мини-класса должно быть не более трех метров в крыльях, 1,25 метра - в длину, до семи килограммов - ограничение в весе и полезную нагрузку, то есть то, что он несет на себе, должно быть не менее 1, 5 килограмма. Мы справились с этой задачей и в первом квартале 2016 поставили пяти бригадам Министерства обороны Украины, которые работали на передовой, пять комплектов по три самолета. Тщательная подготовка людей обеспечивает эффективность работы комплекса. Ребята, которые были тогда набранные, не имели необходимых навыков работы с такой техникой. Нам и самим приходилось бывать на передовой очень часто, чтобы обеспечить оперативное обучение наших защитников. Не было времени разбираться. Мы ездили в бригады, помогали эффективно использовать современную технику, которая является недешевым. Чтобы вернуть эти затраты, надо иметь подготовленный персонал.

Председатель правления ОАО Меридиан им

Украинский беспилотник SPECTATOR merydian.kiev.ua

- Трудно научиться управлять беспилотником?

- Человек должен хорошо знать компьютер. Тогда уже можно продолжать специальное обучение. Персонал для беспилотной авиации по общим требованиям готовят в КПИ, НАУ и других учебных заведениях. Немало этому помогали волонтеры. Есть своя специфика конструкции, и мы проводим обучение в нашем заводе. Мы разработали программу, которая позволяет подготовить людей. После Министерства обороны мы несколько лет поставляли продукцию пограничной службе. Пограничники подошли тщательно к этому вопросу. На каждый комплекс подбирали три экипажа. И мы выбирали из тех людей, которые имели высокий уровень подготовки и могли за короткий срок овладеть это дело. После полного курса обучения мы выдаем соответствующий сертификат, обеспечивающий разрешение на работу с комплексом.

- Сколько времени уходит на обучение?

- короткая программа - это четыре недели.

- Довольно быстро. Господин Вячеслав, вы говорили, что "с нуля" разработали этот проект. Скажите, все составляющие летательного аппарата изготавливают у вас на предприятии?

- Начиная от малейшего клочка, который вырезают, чтобы склеить беспилотник. Он такой компактный только на вид. В него входит более тысячи составляющих. Все это производится на заводе. Всю электронику покупаем, но все вещи, связанные с производством, - у нас. Сам летательный комплекс состоит из трех вещей: три самолета, наземная станция и зарядные устройства. Наземная станция состоит из антенны и блока управления. Наш беспилотник работает на основе электрической тяги. Батареи, которые там есть, рассчитаны на определенное время. Мы должны иметь в комплексе также зарядное устройство. Наш комплекс отличается мобильностью, он переносной. Из трех два самолета и блок управления размещаются в три рюкзаки. Трое военных выходят в поле и за 15 минут разворачивают и монтируют его. Беспилотник можно запускать с руки, если человек подготовленный. Еще для запуска является катапульта - это проще. Резинка натягивается и, когда отпускается самолет, автоматически срабатывает двигатель. Беспилотник может работать в автоматическом режиме. В этом и есть сложности. Люди, не знакомые с программированием, не могут задать самолете траекторию, куда ему идти. Это надо уметь делать. Можно брать в ручное управление. На пульте есть два монитора. Один показывает, куда самолет летит, а второй - проложен маршрут. Если по какой-то причине проложенного маршрута нет, то пилот управляет беспилотником с того, что он видит. У нас есть курсовая камера, встроенная в крыле и показывает, что происходит под самолетом. И когда мы что-то увидели и чем заинтересовались, в беспилотнику открывается бомболюк, откуда исходит камера и показывает непосредственно ту цель, которую надо рассмотреть подробнее. Мы можем работать как днем, так и ночью. Первые самолеты, которые были оснащены оптикой, которая работала с высоты 500 метров - это была ошибка. Поскольку самолет мог быть поражен стрелковым оружием. Сейчас мы подняли работу нашего беспилотника с целевым нагрузкой уже до 700-1000 метров. И еще максимальную высоту полетов с 2000 метров мы подняли до 3000 метров. Это максимальная высота, на которую он может выходить. Вес самолета - семь килограммов. Если он поднимается высоко в воздух, то погода там совсем другая, чем на земле. Его там может и трясти, соответственно и то орудие, которое в нем есть. Это влияет на качество изображения. Мы должны решить и этот вопрос. То есть поставить электронику, которая будет показывать лучшее качество изображения, - это платформы, которые сохраняют равновесие камеры, или тепловизоры, которые обеспечивают качественное изображение ночью.

- Есть ли какие погодные условия, при которых самолет не может работать?

- Да. Сегодня на каждые такие изделия являются требования относительно погоды. Температура -20 ... + 40 градусов, а сейчас уже есть требование до +50 градусов. Если скорость ветра более 20 метров в секунду, наш самолет не может летать. Так же и огромные "Боинги" и "аэробусы" при соответствующих условиях тоже не поднимаются. Если гололедица - самолет пойдет в разнос, а информация, которая есть на датчиках, не будет передана. Возникнет большая погрешность: скорость и другие параметры показывает специальное устройство, его еще называют "трубка Пито", в которую попадает воздух, и благодаря давлению датчик показывает скорость. На это реагирует компьютер. Рабочая скорость самолета - 50 километров в час, а максимальная - 120.

- Расскажите об обновленной модели М-1, о ее преимуществах над предыдущей.

- Когда мы уже набрались опыта и поняли, что военным нужны конкретные показатели, которые бы сделали комплекс более эффективным, мы решили провести опытно-конструкторскую работу. Согласовали это решение с Генеральным штабом и провели всю работу за свой счет. В этом году в августе мы ее закончили. Чтобы подтвердить, что новая модель соответствует всем требованиям, которые были заложены в технических условиях, мы попросили провести государственные испытания. Государственная комиссия составлена ​​и утверждена приказом Министерства обороны. До конца года планируем провести испытания. Несомненно хотим, чтобы эти результаты были положительными. Однако из опыта работы знаю, что на всех испытаниях возникают вопросы, которые нужно дорабатывать. Но есть вещи, которые мы больше вложили в этот самолет. Внешне он не изменился, мы только изменили его электронные возможности. По техническим условиям, самолет должен летать не менее 2:00 на одном заряде батареи. Мы уже можем летать до трех часов. Также самолет может лететь на дальние расстояния, но с ним должен быть устойчив радио и телесвязь. Сейчас самолет записывает информацию и передает ее на расстояние 30-35 километров в цифровом варианте - это требование Министерства обороны. Также сигнал должен быть кодированным. Потому что враг не дремлет, и может получать тот же сигнал, а его не должны раскрыть. Сегодня новая модель самолета оснащена цифровым кодированным связью.

Сегодня новая модель самолета оснащена цифровым кодированным связью

"Время: Online 'на' 5 канале '

- Насколько он защищен?

- Сегодня на направлении, где ведут военные действия россияне, они лучшие образцы техники. Они могут заблокировать GPS, глушить сигналы. Мы обеспечили возможность работать под защитой. Если какой-то канал заблокировали, мы должны найти другое решение, чтобы самолет выполнил свою задачу. Он может работать в тихом режиме, то есть вообще ничего не передавать. Если пилот увидит, что угроза от противников, он или вернет самолет назад, или выключит все и выполнять поставленную задачу. В ближайшее время мы это все продемонстрируем. Я убежден, что сегодня мы имеем один из лучших беспилотных комплексов, которые мы разрабатывали.

- Планируете ли вы расширять эту линейку беспилотных летательных аппаратов?

- Сейчас встает важный вопрос возможного решения, чтобы перейти на изготовление коптерив. Потому что самолеты летают далеко, а есть потребность и ближе видеть. То есть на уровне этих ребят, которые сидят в окопах. Он может подняться за лесополосу и посмотреть, что там происходит. Кроме того, если его собьют, будет не так жалко, потому что стоимость его будет значительно ниже. Сегодня в армиях всех передовых стран есть такая техника. У каждого командира есть этот маленький "жучок" в кармане, и он может в любой момент запустить его для разведки. В следующем году у нас, возможно, и такое решение.

- Управлять такими маленькими "жучками" сложно или нет?

- Нет, абсолютно не сложно. Они работают в автоматическом режиме. С помощью программного продукта - мобильного приложения, которым можно пользоваться с телефона.

С помощью программного продукта - мобильного приложения, которым можно пользоваться с телефона

"Время: Online 'на' 5 канале '

- Кого вы считаете своим конкурентом на рынке Украины?

- Сегодня каждый производитель имеет какую-то цель. Самолеты класса мини фактически выпускают во всех крупных городах: Киеве, Житомире, Одессе, Днепре. Они имеют свои хорошие образцы этого класса. Мы должны быть лучшими, чтобы стать востребованными. Мы это знаем и над этим работаем.

- Есть приобщаетесь вы к сотрудничеству с иностранными партнерами?

- Технологические конструкторские решения, которые есть в нашем беспилотнику, разработанные совместно с иностранными партнерами. Я был в Англии, в Ланкастерском университете. И кодированный связь - это совместная работа с англичанами. Сегодня США, Израиль или Польша уже десятки лет над этим работают, и конечно, они в этом вопросе впереди. Например, в Польше 10 лет назад государство выделило 20000000 евро, и построили завод по изготовлению беспилотников. Мы пока идем самостоятельно к этому, за свой счет. У нас есть неплохой результат. Совместными усилиями мы хотим доказать, что новая модель станет конкурентоспособной и по техническим характеристикам, и по цене.

Расскажите подробнее, какие именно задачи выполняет ваше предприятие?
Как формировалось само решение о серийном выпуске беспилотных летательных аппаратов?
Сколько времени уходит на обучение?
Скажите, все составляющие летательного аппарата изготавливают у вас на предприятии?
Есть ли какие погодные условия, при которых самолет не может работать?
Планируете ли вы расширять эту линейку беспилотных летательных аппаратов?
Управлять такими маленькими "жучками" сложно или нет?
Есть приобщаетесь вы к сотрудничеству с иностранными партнерами?