Законы и подзаконные нормативно-правовые акты

Законы и подзаконные нормативно-правовые акты

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ

Учебно-научный институт

Подготовка кадров общественной безопасности

и психологической службы

Киевского национального университета

внутренних дел

курсовая работа

по Теории государства и права

на тему: «Законы и подзаконные нормативно-правовые акты»

Выполнил слушатель 12-Б группы

Отделение заочного обучения

Зачетная книжка № 3808

план

Введение .............................................................................. 3

1. Закон и его виды .......................................................... ... .4

2. Подзаконные нормативно-правовые акты .................................. ... .12

3. Юридические свойства нормативно-правовых актов .................. 21

Выводы ........................................................................... 24

Список использованной литературы

Введение

Теория государства и права - обществоведческая наука, главным и основным объектом исследования которой является государственно-правовая организация общества на различных этапах его развития, закономерности возникновения государства и права и изменение одного типа другим. Иными словами, предметом исследования теории государства и права являются государство и действующее в нем право с учетом их формационной, социально-экономической и политической обусловленности и назначения.

Предметом теории государства и права являются закономерности возникновения, функционирования государства и права как главных явлений общественной жизни, их социальная и политическая сущность, их содержание и формы, юридические отношения и связи, характерные черты правового сознания и правовой культуры.

Разумеется, все эти процессы рассматриваются теории государства и права в динамике. Жизнь постоянно выдвигает для исследования новые явления и расстается с отжившими. Сложившаяся проблематика науки регулярно пополняется новыми направлениями исследования. Без этого основные тенденции развития государства и права невозможно понять. Появление нового, собственно, и составляет прогресс теории государства и права. Причем нередко новое в праве появляется «на стыке» с предметами других наук в области экономики, политики, общественного сознания и т.п.

Государство и право изучаются не одной наукой, а комплексом общественных наук. Связано это с разносторонней деятельностью многочисленных органов и учреждений государства. Государство занимается экономикой, управлением, политикой, духовной сферой. Все это сферы интереса конкретных наук - управленческой науки, экономической, политической, социологии и т.п. Полное представление о государстве дает только взгляд на нее с разных сторон, анализ социальных, политических, экономических и других факторов, определяющих назначение, функции и роль в обществе и государства и права.

1. Законы и его виды

На протяжении ряда столетий и даже тысячелетий закон как форма (источник) права привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого "законом", авторы многочисленных книг и пола делали огромные усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт, его содержания, социальной роли и назначения. И в этом весьма преуспели.

За много веков изучения закона накопилась огромная сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился вполне определенный стереотип. Но вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных и будущих исследователей, осталось большое количество до конца не известных его сторон.

Дело в том, что закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно меняется и развивается. Из-за этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельные признаки и черты. Возникают противоречивые мнения. Производятся и предлагаются порой весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представление.

В повседневной жизни, в быту использование термина "закон" для обозначения любого нормативного акта, от государства, является довольно распространенным и вполне допустимым, поскольку подчеркивает важность соблюдения всех законодательных актов, а не только собственно законов. Юридически же это выглядит весьма некорректно. Отождествление закона с другими нормативно-правовыми актами вносит путаницу в различные формы (источники) права, снижает эффективность их применения.

Из-за этого и ряда других причин в научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в "узком", собственном его значении. Достаточно типичными его дефинициями, отражающие представления, сложившиеся о законе на современном этапе, являются следующие. Закон - это принятый в особом порядке "первичный правовой акт" по основным вопросам жизни государства, "непосредственно выражает общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой". Или: закон - это нормативно-правовой акт, "принимается самым высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны". "В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений".

Можно привести еще целый ряд аналогичных определений или сформулировать свою собственную дефиницию закона. Но дело не в этом. Главное заключается в том, чтобы понять основное значение, смысл того, что называется законом, выделить и рассмотреть его основные, специфические черты.

Чем выделяется закон среди других нормативных правовых актов? Характеризующий его и каковы его основные признаки и черты? Обобщая весь накопленный материал и используя информацию, содержащуюся в приведенных выше дефинициях, можно указать на следующие специфические особенности закона.

Во-первых, закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (федеральным сбором - в России, Конгрессом - в США, парламентом - в Италии, Франции, Японии и др.), Представляющие в формально юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом посредством референдума.

Данный признак закона выделяется исследователями многих стран. Однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум, по двум причинам.

Одна из них заключается в том, что при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (например, в правовой системе США) вместе с высшими органами государственной власти как фактические создатели закона выступают и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции) . "Если трезво смотреть на вещи, - отмечается в связи с этим в американской литературе, - то становится ясным, что во многих случаях суды являются создателями законов, поскольку именно они интерпретируют его. Без авторитетной интерпретации много законов теряют и само значение ".

Следующая причина того, почему названную особенность нельзя считать общепризнанной признаком закона, заключается в том, что референдум далеко не во всех странах признается как конституционный способ принятия данных нормативно-правовых актов. В некоторых странах (как, например, в США) он вообще законодательно не закрепляется на федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах (как, например, в Швеции) референдум имеет не законодательный (императивный), а лишь совещательный характер. При этом Конституция Швеции закрепляет, что "распоряжение о совещательный референдум во всем государстве" устанавливаются специальным законом.

Таким образом, утверждение о том, что принятие закона только высшими органами государственной власти или с помощью референдума является его специфическим признаком, хотя и широко распространено, но, ни в коем случае, не бесспорно и не общепризнанно.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

Данные особенности закона множество раз подтверждались государственно-правовой теорией и практикой многих стран и, как правило, не подвергались сомнению.

Однако относительно правовой системы Великобритании и некоторых других стран, где широкое распространение как источник права приобрела судебная практика, вопрос о главенствующей роли закона в системе остальных форм права трактуется неоднозначно и подвергается сомнению.

[1] 2 3 4 5

скачать реферат

Чем выделяется закон среди других нормативных правовых актов?
Характеризующий его и каковы его основные признаки и черты?